Симеоновская церковь в Каменце

С какого бы направления не приближались к Каменцу, всегда первыми доминирующими силуэтами города над Лесной встают кирпично-красная Каменецкая башня и рядом с ней взмывающая ввысь Свято-Симеоновская церковь.

Отрадно то, что история всех каменецких православных церквей описана и сохранена усилиями самих священников. В частности заслуживают уважения и особого внимания работы о.Льва Паевского, а именно его исторический очерк «Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы» (1896 год). А храмов для маленького местечка было, действительно, много: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (XIII век), Воскресенская церковь (середина XVI века), Рождественская церковь (конец XVI века), Симеоновская церковь (XVI век),  Воскресенский монастырь (1637 год) и (очень странная) Спасо-Преображенская, которая упоминается всего лишь один раз, только в одном источнике1 и местоположение её не известно (предполагаю, что она могла быть приписной и находилась в ближайших окрестностях Каменца).

Рождение и жизнь Симеоновской церкви

К сожалению, точной даты нет. Есть рассуждения, предположения и фантазии. Например, христианский святой Симеон Столпник был заступником князя Владимира Васильковича — идейного вдохновителя постройки Каменецкого столпа. Посему церковь, возможно, была воздвигнута одновременно с рождением башни…

Первый документ, в котором по-настоящему упоминается Симеоновская церковь, датирован 1562 годом2. В нём описываются земли, которыми пользовался «пастырь Симеоновский о.Андрей». А уже через 200 лет (в 1759 году) встречается коротенечкое описание храма: ветхая деревянная развалюха, в которой опасно проводить литургии, но с богатой утварью. В 1769 году за средства прихожан на этом же самом месте был построен новый деревянный храм: крестообразной формы с тремя куполами (один — по середине, два — на фронтальных башенках, между которыми была галерея).

Страничка из утраченного очерка о.Льва Паевского о храмах Каменца-Литовского
Страничка из утраченного очерка о.Льва Паевского о храмах Каменца-Литовского

В 1782 году в храм временно была перенесена церковная утварь и метрические книги с обветшавшего Воскресенского храма. 1 февраля 1835 года указом Литовской Духовной Консистории к приходу Симеоновской церкви причислены Рождественский и Воскресенский каменецкие приходы и приписной Николаевский приход — в Каменце остался один единственный православный приход. 29 сентября 1839 года указом этой же Консистории Симеоновский приходской храм переименован в «Соборный».

Три источника (упомянутая книга о.Льва Паевского, письмо о.Симеона Будзиловича к Измаилу Срезневскому3 и прелюбопытная фотография приблизительно 1900 года), документально подтверждают, что Симеоновский храм существенно реконструировался во второй половине XIX века. Кроме того, сохранились фамилии людей, которые оказали существенную помощь в благоустройстве храма: икона Симеона Столпника написана князем Абамеликом в 1855 году во время стоянки гвардии в Каменце; мастер Богданович в 1873 году сделал трёхъярусный иконостас; две серебряных ризы с позолотой подарил крестьянин Павел Иванюкович из деревни Жданки.

Но самое интересное начинается при жизни настоятеля Симеоновской церкви о.Льва Паевского.

Священник о.Лев Паевский
Священник о.Лев Паевский
О.Лев Паевский у входа в храм. Около 1900 года
О.Лев Паевский у входа в храм. Около 1900 года
Образ о.Льва Паевского, написанный Михаилом Максимовичем
Образ о.Льва Паевского, написанный Михаилом Максимовичем

В 1897 году в Беловежской пуще с размахом учинили царскую охоту. И приехал сюда никто иной как «император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский; государь Псковский и великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; государь и великий князь Новагорода низовския земли́, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны́ повелитель; и государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли́ и области Арменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный государь и обладатель, государь Туркестанский; наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая«, а в простонародье Николай II он же «Николай Кровавый»4.

Кратко перескажу слова о.Льва о дальнейших событиях, связанных с башней и церковью, взятых из газеты «Гродненские губернские ведомости» № 80 за 1897 год. В конце августа 1897 года императорский живописец Панкрышев прислал о.Льву копию образа Божией Матери (сам образ находился в алтаре Симеоновской церкви) с просьбой поднести её «Государю Императору».  О.Лев кроме иконы взял с собой все свои краеведческие труды, а также найденные им письменные памятники из истории нашего края, и отправился в Беловеж. 3 сентября всё это он передал управляющему с просьбой отдать в дар царю. Не рассчитывая на большее священник собрался уезжать, но ему предложили остаться. 4 сентября по распоряжению министра императорского двора Паевскому прислали билет в царский дворец и объявили, что царь назначил ему аудиенцию 5 сентября.

Охотничий царский дворец в Беловеже, где состоялась та самая аудиенция
Охотничий царский дворец в Беловеже, где состоялась та самая аудиенция
Копия чудотворной иконы Божьей Матери Каменецкая до реставрации
Копия чудотворной иконы Божьей Матери Каменецкая до реставрации

Ожидая предстоящую встречу, о.Лев серьёзно готовился к разговору — он написал письмо с описанием своих даров, краткой историей Каменца, его древних храмов и с маленькой просьбой:

«Я, смиренный слуга Божий, милостью Божией подвинувшийся к порогу временного жилища Богом хранимой царской семьи, простираю к небу и к тебе, самодержавный венценосец, вопль наболевшей души, одухотворяемой неподкупной, патриотической ревностью и самоотверженными беспредельными верноподданническими чувствами: по твоему державному велению да обновится и завершится наша 600-летняя старушка царским орлом да увидит бедный Каменец снова хотя один каменный храм – взамен двух ветхих и малопоместительных деревянных храмов…»

Каков слог! Какие слова! Беседа императора той ещё Российской Империи Николая II и многогранного, образованнейшего каменецкого священника Льва Паевского (сам он родом из другой земли) состоялась в 7 часов вечера 5 сентября 1897 года и длилась 45 минут. Любопытно с какими чувствами и настроением возвращался о.Лев в Каменец?

Деревянный Симеоновский храм. Около 1900 года.
Деревянный Симеоновский храм. Около 1900 года

На ремонт Каменецкой башни и строительство нового кирпичного храма из казны было выделено 50 000 рублей золотом. И если за башню взялись быстро, то работы по возведению новой церкви затягивались. Неугомонный о.Лев своей настойчивостью и поездками за собственный счёт в Вильню и Гродно сдвинул дело с мёртвой точки: в 1902 году был создан план и утверждена смета расходов на постройку. Но по неизвестным причинам о.Лев покинул Каменец и перевёлся в Слоним. 

План Симеоновской церкви
План Симеоновской церкви

Новый храм

Новый храм начали строить лишь в 1912 году под бдительным взором настоятеля о.Константина Тарановича по проекту архитектора В.А.Срока. Для производства кирпича был выделен участок земли за Каменцем по дороге в деревню Угляны, слева за горкой «Шибеница». А уже весной 1914 года ослепительную красоту храма можно было увидеть за несколько километров от города (как, впрочем, и сейчас). История сохранила имена двух строителей: Лука Юркевич из Каменца и Игнатий Будкевич из Шишово. 14 сентября престол храма был освящён во имя святого Симеона Столпника.

Священник о.Константин Таранович, при котором началось строительство нового храма
Священник о.Константин Таранович, при котором началось строительство нового храма
Строительство церкви идёт полным ходом. На переднем плане о.Константин Таранович
Строительство церкви идёт полным ходом. На переднем плане о.Константин Таранович
Начало работ по устройству главного купола
Начало работ по устройству главного купола

В год рождения храма в Европе уже полным ходом свирепствовала Первая мировая война. А в августе 1915 года она пришла в Каменец. Люди уезжали в беженство на восток. Однако «дома и солома едома»: в начале 20-х годов многие из оставшихся в живых вернулись на родную землю. После долгого запустения, 5 мая 1924 года храм был вновь освящён епископом Полесским и Пинским Александром: жизнь православной общины стала возрождаться, а церковь наполнялась иконами, утварью и богослужебными книгами.

Могила священника о.Константина Тарановича на церковном погосте
Могила священника о.Константина Тарановича на церковном погосте
Вид на храм с зубцов башни. Фотография межвоенного периода
Вид на храм с зубцов башни. Фотография межвоенного периода
Межвоенный период
Межвоенный период
Вид с базарной площади, 1959 год
Вид с базарной площади, 1959 год
Общий вид, 70-е годы. Из архива В.М.Кузнецовой
Общий вид, 70-е годы. Из архива В.М.Кузнецовой
В 1987 году. Из архива Г.Г.Грушевского
В 1987 году. Из архива Г.Г.Грушевского
Из фотоальбома Каменец-1987 год
Из фотоальбома «Каменец-1987 год»

История с иконостасом

Кто знаком с этой популярной историей — готовьтесь к маленьким разочарованиям. В этом тексте вносятся уточнения в общеизвестное повествование о появлении нового иконостаса в Симеоновской церкви. Постараюсь долго не мусолить, однако наберитесь терпения — уж очень всё интересно закручено.

Общий вид иконостаса. Межвоенный период
Общий вид иконостаса. Межвоенный период
Украшение храма и иконостаса. Межвоенный период
Украшение храма и иконостаса. Межвоенный период

В начале прекрасного и яростного ХХ века активная каменецкая молодёжь искала любые возможности «смататься» из своего отчего гнезда куда подальше. Подальше — это не в Москву, а за море: в США, Бразилию, Аргентину, Кубу. Некоего Никиту Тройчука из Пруски занесло в США (штат Мичиган). Устроился работать на завод Генри Форда (?). Когда началась Первая мировая война, добровольцем (чтобы быстро получить гражданство США?) пошёл в «местный военкомат» и был отправлен на французский фронт в Европу (3-я дивизия, 8-й пулемётный батальон, рядовой)6. За месяц до окончания войны погиб в ходе неудачного Мёз-Аргонского наступления союзных войск и был похоронен во французской земле.

Никита Тройчук
Никита Тройчук
Американские солдаты в Аргонском лесу (Википедия)
Американские солдаты в Аргонском лесу (Википедия)
Могила Никиты Тройчука, 2018 год. Фото любезно предоставлено каменчанами из Франции
Могила Никиты Тройчука, 2018 год. Фото любезно предоставлено каменчанами из Франции
Кенотаф (символическая могила без останков покойного) Никиты Тройчука на старом кладбище в Каменце, 2013 год
Кенотаф (символическая могила без останков покойного) Никиты Тройчука на старом кладбище в Каменце, 2013 год

В это время родители Никиты (Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович) находились в беженстве. Когда вернулись, узнали (как?) о смерти своего сына, а в 1920 году снова постигло горе — умерла их дочь Анастасия (Настасия).

Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки
Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки

Благодаря стараниям регента Симеоновской церкви Симеона Павловича Корнелюка семья Тройчуков стала получать ежемесячную пенсию от американского правительства за смерть сына. Феодосия Филипповна решила сделать дар церкви в память об умерших детях. Она обратилась к Симеону Павловичу с просьбой помочь исполнить её благое намерение. К тому времени в Симеоновской церкви стоял временный иконостас, который соорудили из неотёсанной берёзы ко времени второго освящения храма.

Регент Симеон Павлович Корнелюк
Регент Симеон Павлович Корнелюк
Его могила на церковном погосте
Его могила на церковном погосте

Далее. В Польше в середине 1920-х годов прошла волна по закрытию и разрушению православных храмов. Оказалось возможным без особых затруднений приобрести утварь для нашего почти пустого храма.  Симеон Павлович это знал и благодаря своим организаторским талантам смог удачно устроить покупку нового иконостаса из морёного дуба, который хранился в русской гимназии в Варшаве. Акцентирую ваше внимание, что купленный иконостас никогда не находился в разрушенном варшавском Александро-Невском соборе. Доказательства? Самые объективные — старые фотографии! Смотрите ниже и найдите все отличия сами.

Интерьер собора в 1915 году
Интерьер Александро-Невского собора, 1915 год (Википедия)
Иконостас правого придела в Александро невском соборе в Варшаве
Иконостас правого придела, 1913 год (Википедия)
Современный вид иконостаса в Симеоновской церкви, 2008 год
Современный вид иконостаса в Симеоновской церкви, 2008 год

В 1928 году все приобретения были погружены в вагоны и отправлены в Жабинку, а оттуда крестьяне на подводах перевезли в Каменец. И по сей день этот величественный дубовый иконостас украшает жемчужину нашего города.

Выживание

Храм не пострадал во время Второй мировой войны (хотя из рассказов местных жителей известно, что летом 1944 года на звоннице размещался немецкий наблюдательный пост, что могло быть чревато обстрелом со стороны наступающих войск). А вот появление на нашей земле большевиков предполагало, как минимум, закрытие и ликвидация прихода, в худшем случае — разрушение храма. Кошмарить население и творить ужас начали в начале 1960-х годов. В Каменецком районе стали активно закрывать и разрушать церкви и костёлы. Симеоновский храм в это время стал пристанищем икон и церковного имущества, причём сам испытывал регулярный прессинг от власти с целью закрытия. Отстояли благодаря внутренней силе и находчивости о.Алексия Потоки, который служил в храме с 1962 по 1990 год.

Второй слева о.Алексий Потока
Второй слева о.Алексий Потока

Кроме того, его усилиями было совершено много преобразований: благоустроен погост, взамен деревянного забора сделана металлическая ограда, сделаны ступеньки с западной и восточной стороны, проведен водопровод и сделано отопление, пристроил к церкви арочный портал.

Бетонные ступеньки к храму
Бетонные ступеньки к храму
Какого цветы были купола в 60-х годах?
Какого цветы были купола в 60-х годах?
Приезд митрополита Филарета, 1979 год
Приезд митрополита Филарета в 1979 году. О.Алексий Потока слева от него

Настоятели церкви

Говоря о храме, нельзя не упомянуть о священниках, служивших при нём (жизнь и дела многих из них подробно описаны о. Львом Паевским, а полный список, начиная с 1745 года, составлен Георгием Степановичем Мусевичем в его статье «Один из древних храмов Каменца»). Упомяну о некоторых из них. Священник о.Симеон Будилович — своим письмо Срезневскому И.И. увековечил рассказ о Каменце, его истории, описании башни и храмов, нравов мещан, поведал интересную легенду и сделал рисунки церкви и башни (найти бы!). О.Иоан Маркевич  — знаток греческого языка (его пособия по этому древнему языку использовались в Брестской прогимназии), человек высоких моральных принципов и духовных качеств. О.Константин Таранович, при котором собственно и строился храм. О.Владимир Философ, прославившийся на ниве духовной поэзии и даром прозорливости.

О.Владимир Философ
о.Владимир Философ

Разумеется, потомки останутся благодарны самому Льву Семёновичу Паевскому, плодотворно трудившемуся священнику-краеведу. Старшее поколение помнит нелёгкую службу при храме о.Алексея Потоки в богоборческие советские времена, сумевшему сохранить и приукрасить храм.

Сегодня, посетив храм, можно увидеть много интересного, ибо многое в его убранстве и архитектуре расскажут об истории Каменетчины, жизни людей и работе прихода. Например, местному художнику (уроженцу Жабинковского района) Михаилу Максимовичу удалось восстановить Каменец-Литовскую икону Чудотворной Божией Матери. Помимо этого художник написал икону преподобного мученика Макария, игумена Каменецкого, Пинского, Овручского, архимандрита Каневского, чудотворца Переяславского.

А что сейчас?

Церковь голубого цвета
Церковь голубого цвета, начало 2000-х годов
2008 год
2008 год
2010 год
2010 год

Радикальных перестроек здания храма не предвидится и не планируется (да и не зачем). Иногда проводится обновление цвета (голубой, белый, чуть было не увидели зелёный), а в 2012 году купола стали принимать золотой цвет (заменили всю кровлю). Удивительно было наблюдать как эта громадина облачается строительными лесами. А в 2016 году началось строительство нового храма в честь преподобного мученика Макария на юго-западной окраине города, но это уже другая история.

Ремонт куполов, 2012 год
Ремонт куполов, 2012 год
Работы по золочению креста на звоннице
Работы по «золочению» креста на звоннице
Общий вид, 2018 год
Весна, 2018 год

Благодарю за предоставленные фотографии (и воспоминания) Виталия Михальчука, внука регента Симеоновской церкви Симеона Павловича Корнелюка, Ольгу Козак, Викторию Шидловскую, Галину Бреднёву (Таранович), Инну Шатило, Евгению Потока, Татьяну Чешун, Виктора Дулевича.

Использованная литература:
1. Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=858032. — Метрические книги православных церквей Брестского уезда Гродненской губернии. — Дата доступа: 15.03.2018.
2. Паевский, Л.С. Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы. Историческiй очеркъ (цифровая копия частично сохранившейся книги, оригинал пропал).
3. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках: сб. ст. / Под общ. ред. И. И. Срезневского. – СПб: Типография императорской академии наук, 1867.
4. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_II. — Статья Николай II. — Дата доступа: 17.03.2018. 
5. Паевский Л. Письмо. Царская милость // Современная летопись, приложение к журналу «Воскресный день». 1897. № 41.
Государево внимание и царская милость, Беловеж, 6 сентября / [священник Лев Паевский]
6. Honor States [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.honorstates.org/index.php?id=140914. — Nikita Troychuk, Private from Michigan, World War I Casualty. — Дата доступа: 24.03.2018

 

P.S.: Ищу книгу Льва Паевского «Каменец-Литовск и его древние храмы» в бумажном или электронном виде. Одно время она «ходила по рукам» среди жителей города, но была утрачена. Сохранился лишь электронный вариант, но в нём не хватает нескольких последних страниц.

Понравилось? Поделись!

4 комментария

  1. Большое спасибо, Андрей! Очень познавательная информация. А мы, группа женщин пожилого возраста из Бреста будем у Вас в городе 4 июля 2018 года на экскурсии в Каменецкой Веже. Хотели бы посетить и Храм где-то в 11ч.30мин, если он будет открыт в это время. Пока не связалась с Храмом, телефон не отвечает, надеюсь у нас всё получится. C уважением и наилучшими пожеланиями Галина Баценко

  2. https://search.rsl.ru/ru/record/01003548705
    Карточка РГБ
    Паевский, Лев Семенович (1850-).
    Город Брест-Литовск и его древние храмы : (Ист. очерк) / Сост. Л. Паевский. — Гродна : тип. губ. правл., 1894. — [2], 107 с.; 17.
    FB U 81/1034
    FB U 297/470
    MFK 801-16/310

    Это тот самый электронный вариант?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *