С какого бы направления не приближались к Каменцу, всегда первыми доминирующими силуэтами города над Лесной встают кирпично-красная Каменецкая башня и рядом с ней взмывающая ввысь Симеоновская церковь.
Отрадно то, что история всех каменецких православных церквей описана и сохранена усилиями самих священников. В частности заслуживают уважения и особого внимания работы о.Льва Паевского, а именно его исторический очерк «Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы» (1896 год). А храмов для маленького местечка было, действительно, много: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (XIII век), Воскресенская церковь (середина XVI века), Рождественская церковь (конец XVI века), Симеоновская церковь (XVI век), Воскресенский монастырь (1637 год) и (очень странная) Преображенская, которая упоминается всего лишь один раз, только в одном источнике1 и местоположение её не известно (предполагаю, что она могла быть приписной и находилась в ближайших окрестностях Каменца).
Симеоновская церковь. Рождение
К сожалению, точной даты нет. Есть рассуждения, предположения и фантазии. Например, христианский святой Симеон Столпник был заступником князя Владимира Васильковича — идейного вдохновителя постройки Каменецкого столпа. Посему церковь, возможно, была воздвигнута одновременно с рождением башни…
Первый документ, в котором по-настоящему упоминается Симеоновская церковь, датирован 1562 годом2. В нём описываются земли, которыми пользовался «пастырь Симеоновский о.Андрей». А уже через 200 лет (в 1759 году) встречается коротенечкое описание храма: ветхая деревянная развалюха, в которой опасно проводить литургии, но с богатой утварью. В 1769 году за средства прихожан на этом же самом месте был построен новый деревянный храм: крестообразной формы с тремя куполами (один — по середине, два — на фронтальных башенках, между которыми была галерея).
В 1782 году в храм временно была перенесена церковная утварь и метрические книги с обветшавшего Воскресенского храма. 1 февраля 1835 года указом Литовской Духовной Консистории к приходу Симеоновской церкви причислены Рождественский и Воскресенский каменецкие приходы и приписной Николаевский приход — в Каменце остался один единственный православный приход. 29 сентября 1839 года указом этой же Консистории Симеоновский приходской храм переименован в «Соборный».
Три источника (упомянутая книга о.Льва Паевского, письмо о.Симеона Будзиловича к Измаилу Срезневскому3 и прелюбопытная фотография приблизительно 1900 года), документально подтверждают, что Симеоновский храм существенно реконструировался во второй половине XIX века. Кроме того, сохранились фамилии людей, которые оказали существенную помощь в благоустройстве храма: икона Симеона Столпника написана князем Абамеликом в 1855 году во время стоянки гвардии в Каменце; мастер Богданович в 1873 году сделал трёхъярусный иконостас; две серебряных ризы с позолотой подарил крестьянин Павел Иванюкович из деревни Жданки.
Но самое интересное начинается при жизни настоятеля Симеоновской церкви о.Льва Паевского.
В 1897 году в Беловежской пуще с размахом учинили царскую охоту. И приехал сюда никто иной как «император и самодержец… и прочая, и прочая, и прочая«, а в простонародье Николай II он же «Николай Кровавый»4.
Кратко перескажу слова о.Льва о дальнейших событиях, связанных с башней и церковью, взятых из газеты «Гродненские губернские ведомости» № 80 за 1897 год. В конце августа 1897 года императорский живописец Панкрышев прислал о.Льву копию образа Божией Матери (сам образ находился в алтаре Симеоновской церкви) с просьбой поднести её «Государю Императору». О.Лев кроме иконы взял с собой все свои краеведческие труды, а также найденные им письменные памятники из истории нашего края, и отправился в Беловеж. 3 сентября всё это он передал управляющему с просьбой отдать в дар царю. Не рассчитывая на большее священник собрался уезжать, но ему предложили остаться. 4 сентября по распоряжению министра императорского двора Паевскому прислали билет в царский дворец и объявили, что царь назначил ему аудиенцию 5 сентября.
Ожидая предстоящую встречу, о.Лев серьёзно готовился к разговору — он написал письмо с описанием своих даров, краткой историей Каменца, его древних храмов и с маленькой просьбой:
«Я, смиренный слуга Божий, милостью Божией подвинувшийся к порогу временного жилища Богом хранимой царской семьи, простираю к небу и к тебе, самодержавный венценосец, вопль наболевшей души, одухотворяемой неподкупной, патриотической ревностью и самоотверженными беспредельными верноподданническими чувствами: по твоему державному велению да обновится и завершится наша 600-летняя старушка царским орлом да увидит бедный Каменец снова хотя один каменный храм – взамен двух ветхих и малопоместительных деревянных храмов…»
Каков слог! Какие слова! Беседа императора той ещё Российской Империи Николая II и многогранного, образованнейшего каменецкого священника Льва Паевского (сам он родом из другой земли) состоялась в 7 часов вечера 5 сентября 1897 года и длилась 45 минут. Любопытно с какими чувствами и настроением возвращался о.Лев в Каменец?
На ремонт Каменецкой башни и строительство нового кирпичного храма из казны было выделено 50 000 рублей золотом. И если за башню взялись быстро, то работы по возведению новой церкви затягивались. Неугомонный о.Лев своей настойчивостью и поездками за собственный счёт в Вильню и Гродно сдвинул дело с мёртвой точки: в 1902 году был создан план и утверждена смета расходов на постройку. Но по неизвестным причинам о.Лев покинул Каменец и перевёлся в Слоним.
Новый храм
Новый храм начали строить лишь в 1912 году под бдительным взором настоятеля о.Константина Тарановича по проекту архитектора Вильгельма Августовича Срока. Для производства кирпича был выделен участок земли за Каменцем по дороге в деревню Угляны, слева за горкой «Шибеница». Дерево заготавливали в Беловежской пуще. Житель деревни Гвоздь 1 Сергей Семёнович Седун 1944 года рождения вспомнил рассказы старожилов, что брёвна для церкви возили санями в апреле на Благовещение по глубокому снегу. А уже весной 1914 года ослепительную красоту храма можно было увидеть за несколько километров от города (как, впрочем, и сейчас). История сохранила имена двух строителей: Лука Юркевич из Каменца и Игнатий Будкевич из Шишово. 14 сентября престол храма был освящён во имя святого Симеона Столпника.
В год рождения храма в Европе уже полным ходом свирепствовала Первая мировая война. А в августе 1915 года она пришла в Каменец. Люди уезжали в беженство на восток. Однако «дома и солома едома»: в начале 20-х годов многие из оставшихся в живых вернулись на родную землю. После долгого запустения, 5 мая 1924 года храм был вновь освящён епископом Полесским и Пинским Александром: жизнь православной общины стала возрождаться, а церковь наполнялась иконами, утварью и богослужебными книгами.
История с иконостасом
Кто знаком с этой популярной историей — готовьтесь к маленьким разочарованиям. В этом тексте вносятся уточнения в общеизвестное повествование о появлении нового иконостаса в Симеоновской церкви. Постараюсь долго не мусолить, однако наберитесь терпения — уж очень всё интересно закручено.
В начале прекрасного и яростного ХХ века активная каменецкая молодёжь искала любые возможности «смататься» из своего отчего гнезда куда подальше. Подальше — это не в Москву, а за море: в США, Бразилию, Аргентину, Кубу. Некоего Никиту Тройчука из Пруски занесло в США (штат Мичиган). Устроился работать на завод Генри Форда (?). Когда началась Первая мировая война, добровольцем (чтобы быстро получить гражданство США?) пошёл в «местный военкомат» и был отправлен на французский фронт в Европу (3-я дивизия, 8-й пулемётный батальон, рядовой)6. За месяц до окончания войны погиб в ходе неудачного Мёз-Аргонского наступления союзных войск и был похоронен во французской земле.
В это время родители Никиты (Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович) находились в беженстве. Когда вернулись, узнали (как?) о смерти своего сына, а в 1920 году снова постигло горе — умерла их дочь Анастасия (Настасия).
Благодаря стараниям регента Симеоновской церкви Симеона Павловича Корнелюка семья Тройчуков стала получать ежемесячную пенсию от американского правительства за смерть сына. Феодосия Филипповна решила сделать дар церкви в память об умерших детях. Она обратилась к Симеону Павловичу с просьбой помочь исполнить её благое намерение. К тому времени в Симеоновской церкви стоял временный иконостас, который соорудили из неотёсанной берёзы ко времени второго освящения храма.
Далее. В Польше в середине 1920-х годов прошла волна по закрытию и разрушению православных храмов. Оказалось возможным без особых затруднений приобрести утварь для нашего почти пустого храма. Симеон Павлович это знал и благодаря своим организаторским талантам смог удачно устроить покупку нового иконостаса из морёного дуба, который хранился в русской гимназии в Варшаве. Акцентирую ваше внимание, что купленный иконостас никогда не находился в разрушенном варшавском Александро-Невском соборе. Доказательства? Самые объективные — старые фотографии! Смотрите ниже и найдите все отличия сами.
В 1928 году все приобретения были погружены в вагоны и отправлены в Жабинку, а оттуда крестьяне на подводах перевезли в Каменец. И по сей день этот величественный дубовый иконостас украшает жемчужину нашего города.
Выживание
Храм не пострадал во время Второй мировой войны (хотя из рассказов местных жителей известно, что летом 1944 года на звоннице размещался немецкий наблюдательный пост, что могло быть чревато обстрелом со стороны наступающих войск). А вот появление на нашей земле большевиков предполагало, как минимум, закрытие и ликвидация прихода, в худшем случае — разрушение храма. Кошмарить население и творить ужас начали в начале 1960-х годов. В Каменецком районе стали активно закрывать и разрушать церкви и костёлы. Симеоновский храм в это время стал пристанищем икон и церковного имущества, причём сам испытывал регулярный прессинг от власти с целью закрытия. Отстояли благодаря внутренней силе и находчивости о.Алексия Потоки, который служил в храме с 1962 по 1990 год.
Кроме того, его усилиями было совершено много преобразований: благоустроен погост, взамен деревянного забора сделана металлическая ограда, сделаны ступеньки с западной и восточной стороны, проведен водопровод и сделано отопление, пристроил к церкви арочный портал.
Настоятели церкви
Говоря о храме, нельзя не упомянуть о священниках, служивших при нём (жизнь и дела многих из них подробно описаны о. Львом Паевским, а полный список, начиная с 1745 года, составлен Георгием Степановичем Мусевичем в его статье «Один из древних храмов Каменца»). Упомяну о некоторых из них. О.Иоан Маркевич — знаток греческого языка (его пособия по этому древнему языку использовались в Брестской прогимназии), человек высоких моральных принципов и духовных качеств. О.Константин Таранович, при котором собственно и строился храм. О.Владимир Философов, прославившийся на ниве духовной поэзии и даром прозорливости.
Разумеется, потомки останутся благодарны самому Льву Семёновичу Паевскому, плодотворно трудившемуся священнику-краеведу. Старшее поколение помнит нелёгкую службу при храме о.Алексея Потоки в богоборческие советские времена, сумевшему сохранить и приукрасить храм.
Сегодня, посетив храм, можно увидеть много интересного, ибо многое в его убранстве и архитектуре расскажут об истории Каменетчины, жизни людей и работе прихода. Например, местному художнику (уроженцу Жабинковского района) Михаилу Максимовичу удалось восстановить Каменец-Литовскую икону Чудотворной Божией Матери. Помимо этого художник написал икону преподобного мученика Макария, игумена Каменецкого, Пинского, Овручского, архимандрита Каневского, чудотворца Переяславского.
А что сейчас?
Иногда проводится обновление цвета (голубой, белый, чуть было не увидели зелёный), а в 2012 году купола стали принимать золотой цвет (заменили всю кровлю). Удивительно было наблюдать как эта громадина облачается строительными лесами. А в 2016 году началось строительство нового храма в честь преподобного мученика Макария на юго-западной окраине города, но это уже другая история.
Благодарю за предоставленные фотографии (и воспоминания) Виталия Михальчука, внука регента Симеоновской церкви Симеона Павловича Корнелюка, Ольгу Козак, Викторию Шидловскую, Галину Бреднёву (Таранович), Инну Шатило, Евгению Потока, Татьяну Чешун, Виктора Дулевича.
Обновление от 08.02.2021
Чудотворная местнопочитаемая икона Божией Матери Каменецкая найдена! Доклад Виталия Михальчука смотрите в видео —
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Использованная литература:
- Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=858032. — Метрические книги православных церквей Брестского уезда Гродненской губернии. — Дата доступа: 15.03.2018.
- Паевский, Л.С. Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы. Историческiй очеркъ.
- Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках: сб. ст. / Под общ. ред. И. И. Срезневского. – СПб: Типография императорской академии наук, 1867.
- Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_II. — Статья Николай II. — Дата доступа: 17.03.2018.
- Паевский Л. Письмо. Царская милость // Современная летопись, приложение к журналу «Воскресный день». 1897. № 41. Государево внимание и царская милость, Беловеж, 6 сентября / [священник Лев Паевский]
- Honor States [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.honorstates.org/index.php?id=140914. — Nikita Troychuk, Private from Michigan, World War I Casualty. — Дата доступа: 24.03.2018
Большое спасибо, Андрей! Очень познавательная информация. А мы, группа женщин пожилого возраста из Бреста будем у Вас в городе 4 июля 2018 года на экскурсии в Каменецкой Веже. Хотели бы посетить и Храм где-то в 11ч.30мин, если он будет открыт в это время. Пока не связалась с Храмом, телефон не отвечает, надеюсь у нас всё получится. C уважением и наилучшими пожеланиями Галина Баценко
Благодарю Вас за добрые слова. Скажите, состоялась ли экскурсия?
https://search.rsl.ru/ru/record/01003548705
Карточка РГБ
Паевский, Лев Семенович (1850-).
Город Брест-Литовск и его древние храмы : (Ист. очерк) / Сост. Л. Паевский. — Гродна : тип. губ. правл., 1894. — [2], 107 с.; 17.
FB U 81/1034
FB U 297/470
MFK 801-16/310
Это тот самый электронный вариант?
Нет. Это его другая работа про храмы Бреста.
Здравствуйте!
Я хочу сказать что нибуть по тему главного иконостаса из варшавского собора Александра Невского. На показанной Вами снимке из Википедии уже его нет — он был заступлен католическим олтаром во время немецкой окупацйи, после 1915 года. В етот год Русские вывезли иконостас из Варшавы и мы в Польше ничего не знаем по его дальхейшей судьбе. В моим архиве находится фотография снята в 1913 году и вот на ней иконостас в полном виде. Могу прослать Вам електронный вариант, но мне нужен Ваш е-адресс.
С приветом
Ярослав Зелински
Dzień dobry.
Jarosław, dziękuję za komentarz. Przepraszam, nie widziałem go od razu. Mój e-mail kamenetsby@yandex.by
Pozdrawiam
Andrey Astashenia.
О странной Спасо-Преображенской церки.1. Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=858032. — Метрические книги православных церквей Брестского уезда Гродненской губернии.
Под этим названием ошибочно зашифрована метрическая книга Преображенской церкви с. Дмитровичи Брестского уезда за 1869-1871гг.
Спасибо за помощь!
Добрый день! Как родственница протоиерея Алексия Лечицкого, служившего в Каменце, очень интересуюсь книгой о. Льва Паевского «Каменецъ-Литовскъ и его древнiе храмы. Историческiй очеркъ». Меня интересуют сведения об о. Алексии и его предшественнике протоиерее Павле Круковском. Возможно, в оцифрованной копии досточтимого автора эти сведения содержатся. Буду очень признательна за фото страниц… Спасибо!!!
Здравствуйте, Евгения.
Да, определённые сведения есть. Отправил Вам на почту.