Липовый скверик на Пограничной – место Рождественской церкви

Липовый скверик на Пограничной – место Рождественской церкви

Треугольный островок высоких деревьев, создающих тенистое уютное местечко, на соединении улиц Пограничной и Набережной – объект пристального внимания в этой статье. Поговорим за него…

Со слов Льва Паевского в 1896 году здесь была обширная свободная площадь с деревянными крестами на месте алтаря. Здесь же по старинному обычаю погребали тела умерших. Первое описание церкви относится к 1759 году: деревянный, очень ветхий, крытый дранкой, с малым куполом на верху. Тут же, на погосте, стояли ветхая колокольня и богадельня. Это и есть место древней Рождественской церкви. Кстати, богадельня в каком смысле: как благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц или всё-таки место, куда доставляли трупы убитых или внезапно умерших на улице, а также самоубийц?

В документе от 1661 года (АВАК, т.3, стр.361) Рождественская церковь упоминается в свете общегосударственной трагедии: во время нашествия русских под предводительством московита Хованского в Каменце был сожжён замок, а также Рождественская церковь и костёл святого Духа, ратуша с деловыми документами, дома города, мызы и гумна — сожжены и опустошены, люди убиты, взяты в плен, а кто остался были обожжены и изрублены.

В 1797 году во время городского пожара церковь со всеми строениями сгорела. Российский филолог и этнограф Измаил Срезневский в 1867 году опубликовал письмо от Антона Семёновича Будиловича (сына каменецкого священника Симеона Будиловича), в котором было живописно зафиксировано народное воспоминание об этом событии:

«Людкове кажуть, що недалечка був бровар, та яко почав вун горити, одна бач бочка с горилкою покотилася под церковь, так-то церковь и згорила. Нутечка но крыж там стоит – бульш ничого не бачити».

После чего начинается самое интересное. Каменецким мещанином Зерницким на пепелище была найдена «драгоценная святыня – чудотворный образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем – древнейшей, прекрасной живописи.» Вся задняя сторона липовой доски этой иконы обгорела и обуглилась, а сами лики остались неприкосновенными. Мещане и крестьяне в скором времени в складчину приобрели богатый серебряный оклад (позже позолоченный) и большие венцы. Икону поместили в Воскресенскую церковь, а после её закрытия – в Симеоновскую.

Кстати, по преданию эту икону написал лично основатель нашего города Владимир Василькович в 1268 году и подарил в Благовещенскую церковь после её строительства на горке «Кладуче».

Но приключения с иконой не завершились, а лишь начались. К концу XIX века был сделан один (возможно и больше) список (копия) этой иконы. Его в 1897 году священник Симеоновской церкви о.Лев Паевский преподнёс в дар императору Николаю II во время личной аудиенции в Беловежской пуще.

Далее. В 1998 году Георгий Мусевич в церкви обратил внимание на икону Божией Матери, под которой была изображена полоса с нашей башней и двумя церквями (люди с более раскрепощённой фантазией видят аж три церкви), а верху слева надпись: «С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской Соборной церкви». Получается была найдена копия копии? Чуть позже бывший художник Михаил Максимович её реставрировал, а также написал увеличенную копию, которую в 2000 году установили на высокую колону в левой части Симеоновского храма. А реставрированная копия копии поставлена на аналой в среднем храме в том же году.

Копия чудотворной иконы Божьей Матери Каменецкая после реставрации
Копия чудотворной иконы Божьей Матери Каменецкая после реставрации

А где же оригинал? Где та самая Чудотворная каменецкая икона Божией Матери? Возможно, ответ когда-нибудь мы всё таки получим.

Вернёмся к скверу. В конце XIX века на месте Рождественской церкви была построена капличка (когда?), внутри которой со слов Г.Мироненко была помещена «икона Почаевской Божией Матери», а рядом стояли 3 огромных деревянных креста. А вокруг – большая пуста площадь.

Обширная пустая площадка, конец ХХ века
Обширная пустая площадка, конец ХХ века

Затем годы Первой мировой войны и беженства: каменчане покидали Российскую империю, а возвращались во Вторую Речь Посполитую. Эту площадку облагородили, придав треугольную форму: проложили дорожки, разбили цветочные клумбы, по периметру посадили широколистные липы и ясени, установили скамейки – и назвали эту площадь именем Юзефа Пилсудского.

Сквер, школа, башня, каплица, 1935 год
Сквер, школа, башня, каплица, 1935 год

А капличка с крестами скромно стояла в углу. Говорят, что в 1920 годах она была разрушена польскими властями, но на фотографии 1935 года она всё ещё видна. Ответ на вопрос, когда же её снесли, я обязательно найду.

На фоне видна капличка, а на зданем плане слева - здание бывшей типографии, теперь мебельный магазин
На фоне видна капличка, а на заднем плане слева — здание бывшей типографии, теперь мебельный магазин

В послевоенное время деревья разрослись и без людского вмешательства образовали отличный тенистый сквер. Вскоре эти липы идентифицировали как редчайшей породы на территории Беларуси, установили знак «Памятник природы. Охраняется государством», на туристических картах была соответствующая отметка. В 1990-х годах липы в этом месте начали «шалить», их признали опасными и неугодными и под звуки бензопилы они вмиг исчезли… Что-то осталось, но это уже не памятник природы.

Эта "бабка-ёжка" некоторое время украшала церковный плац, 2006 год
Эта «бабка-ёжка» некоторое время украшала церковный плац, 2006 год

В 2012 году здесь навели красоту: широкая дорожка из плитки, скамейки и огромная цветочная клумба. Здесь можно присесть и осмотреть окрестности старого города с видом на здание гимназии и башню.

Сквер в 2009 году
Сквер в 2009 году
Благоустройство в 2012 году
Благоустройство в 2012 году
Сквер в 2016 году
Сквер в 2016 году

Как помочь проекту? Читайте здесь.

Понравилось? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *