Горка “Кладуча” – место первой церкви в Каменце

До грандиозной застройки-перестройки улицы Брестской в 1960-х годах в месте, где стоят «хрущёвки» №№13 и 15, была весьма высокая горка. На старых картах видно, что один её склон подходил к Брестской. Здесь рос фруктовый сад Александра Мушица, уважаемого и интеллигентного каменчанина, работника банка и ссудной кассы города. А довоенные студенты иешивы позволяли себе валятся на южном склоне и выгревать бока, предпринимая отчаянные попытки сгрызть гранит науки. Сейчас горка называется «Кладуча», а в документе XVI века она упомянута как «Кладучая гора».

На зданем плане вершина горки, 1950-е годы
На заднем плане вершина горки, 1950-е годы
Александр Иванович Мушиц
Александр Иванович Мушиц

Что обозначает это название? Во всех возможных словарях я такого слова не встретил. Есть версия, что с украинского оно переводится как кладбище. Но если полистать словарик, то мы узнаем, что кладбище пишется как «кладовище»… Возможно «Кладуча» — это деепричастие от слова класть? Гора, на которую что-то клали? Возможно, это было место языческого капища, на которое приносили и клали жертву? Или клали там налоговые сборы для князя? Продолжаю искать ответ на этот вопрос.

Горка горкой, а вот для чего на ней сейчас стоит православный крест? Из уст в уста с древних сивых веков каменчане передают знания, что здесь стояла первая православная Благовещенская церковь! И построил её князь Владимир Василькович в тоже самое время, когда возводилась наша башня.

Памятный крест на бывшей горке Кладуче, 2019 год
Памятный крест на бывшей горке Кладуче, 2019 год

Князь Владимир украсил церковь «иконами золотыми, и сковал серебряные сосуды служебные, и положил в ней Евангелие апракос, окованное серебром, и Апостол апракос, и паремийник, и Соборник отца своего, и крест воздвизальный вложил». Дальнейшая история княжеской церкви связана с преданием будто бы:

«татары напали на Каменец в ночь на Светлое Воскресение Христово, когда в Благовещенской церкви, наполненной молившимся народом, шла великая Божественная служба. Чтобы татары не могли надругаться над святой церковью, она по воле Божьей скрылась в землю вместе с молившимся в ней народом и таким образом скрылась от глаз нечестивцев. Говорят, что ежегодно во время пасхальной заутрени, когда в церкви поётся «Христос Воскресе», благочестивые люди слышат, приложив ухо к «Кладуче», чудный звон княжеских серебряных колоколов, так как в это время и там, в земле, в Благовещенской церкви идёт божественная служба, поют «Христос Воскресе» и звонят в колокола».

Священник о.Лев Паевский в своей книге предполагает, что церковь сгорела во время нападения крестоносцев в 1378 году. Также он указывает, что в 1654 году земли упразднённой Благовещенской церкви были разделены между оставшимися тремя церквями Каменца. А уже в 1770 году горка стала принадлежать городу, за что священники, использовавшие её, платили налог.

Как и положено в христианских традициях вокруг церкви всегда был погост. И даже после прекращения существования Благовещенской церкви людей продолжали здесь хоронить. Ближе к нынешнему Дому культуры на склоне «Кладучи» в середине XIX века стояла полуразрушенная деревянная часовня, в которой ещё сохранялись остатки церковной утвари. В углу часовни из-под земли виднелись части деревянного гроба с человеческими останками.

Строительный бум в городе был всегда, поэтому по периметру горки проводилась добыча песка, а деревянные еврейские домики подкрадывались всё ближе и ближе. Никого не волновало, что это был погост с древними захоронениями, собственно, как и сейчас.

В память о святом месте здесь всегда стоял огромный деревянный крест, который блестел от украшений, сделанных из фольги и жести.

В 1863 году местный настоятель православной церкви дал разрешение еврею Лейзару Млынарю (видимо не фамилия, а «кличка», полученная от коренных мещан) построить на горке две ветряные деревянные мельницы. По этому поводу предлагаю вашему вниманию один патетический текст с «высоким штилем», написанный (или переписанный) в 1910 году Иваном Философовым:

«И с того времени на месте, откуда впервые засиял свет Христова учения, озаряя окрестную дикую страну светом мира, любви и правды, безтолково замахали крыльями две еврейския мельницы, как бы дразня друг друга, и застукали по могилам покойников колёса телег, и только по среди холма, где стояла Благовещенская церковь, между двумя мельницами остался, как верный страж, деревянный крест, — потеряв свои фольговыя украшения и склоняся на бок, он как-будто говорил мельницам: сюда то вы не подходите, здесь место святое, здесь стоял престол, на котором приносилась Богу безкровная жертва, отсюда возносились к небесам молитвы за други и недруги, за живых и умерших, довольствуйтесь тем, что вам дозволено попирать могилы мирнопочивающих умерших.»

Украинский банкир Г.Мироненко, который жил в Каменце в 1930-34 годах, оставил после себя воспоминания о нашем городе – заметку «Княжий город Кам′янець на Поліссі» в журнале «Лiтопис Волинi». В ней он очень животрепещуще описал состояние горки «Кладучи».

Всеми правдами и неправдами присваивали и разбазаривали бывшую церковную землю. Горка «Кладуча» с юга постоянно подкапывалась Гершком Шостаковичем (Шестаковским), владельцем маслобойни, механической мельницы и даже электростанции, которые находились здесь же. Г.Мироненко часто бывал на этой зелёной горке с высоким памятным крестом и не без жалости наблюдал, как «беспрерывно её уничтожают бессовестные загребущие соседи». Он обращал на это внимание местного православного священника, но в ответ было лишь: «Ничего вечного, братец, нет… Судиться с ними не будем». У местных властей реакция была точно такая же.

Получение масла из льна на маслобойне, которая находилась на склоне Кладучи
Получение масла из льна на маслобойне, которая находилась на склоне «Кладучи»

Песок из горки активно растаскивали на хозяйские потребы, при этом уничтожая огромный культурный пласт XIII-XVII веков. Тимофей Рабчук из деревни Ступичево вспомнил эпизод из начала своей трудовой жизни. Во время строительства здания райкома КПБ (ныне районный отдел образования) решили завозить песок с горки. Как только первая машина вместе с песком выгрузила множество человеческих останков, от этой затеи отказались. Вскоре было принято решение использовать этот песок для засыпки городской свалки, что находилась рядом с местом будущей 2-й школы. Позже на месте этой свалки вырос многоэтажный дом, который в наше время стянут металлическими тросами во избежание его разрушения. В 1960-х годах горка основательно была разрушена, построены новые дома и сараи. Для занятий «агрофитнесом» на восточном склоне люди устроили грядки.

Восточный склон горки, распаханный под огороды
Восточный склон горки, распаханный под огороды

Осенью 2009 года на самой высокой уцелевшей части горки был воздвигнут памятный железный крест. И конечно же здесь очень уместна небольшая табличка с исторической справкой.

Установка креста, 2009 год
Установка креста, 2009 год

Примечание: А́пракос – разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован по календарю согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели. Пареми́йник — богослужебная книга.

Понравилось? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *