До грандиозной застройки-перестройки улицы Брестской в 1960-х годах в месте, где стоят «хрущёвки» №№13 и 15, была весьма высокая горка. На старых картах видно, что один её склон подходил к улице Брестской.
Горка Кладуча
Здесь рос фруктовый сад Александра Мушица, уважаемого и интеллигентного каменчанина, работника банка и ссудной кассы города (отсюда ещё одно название этой возвышенности «Мухина горка» и выражение «Пойти в затыр к Мухе» — украсть вкусностей из сада). А довоенные студенты иешивы позволяли себе валятся на южном склоне и выгревать бока, предпринимая отчаянные попытки сгрызть гранит науки. Сейчас это место называется горка Кладуча, а в документе XVI века она упомянута как «Кладучая гора».
Что обозначает это название? Во всех возможных словарях я такого слова не встретил. Есть версия, что с украинского оно переводится как кладбище. Но если полистать словарик, то мы узнаем, что кладбище пишется как «кладовище»… Возможно «Кладуча» — это деепричастие от слова класть? Гора, на которую что-то клали? Продолжаю искать ответ на этот вопрос.
Горка горкой, а вот для чего на ней сейчас стоит православный крест? Из уст в уста с древних сивых веков каменчане передают легенду, что здесь стояла первая православная Благовещенская церковь! И построил её князь Владимир Василькович в тоже самое время, когда возводилась наша башня.
Князь Владимир украсил церковь «иконами золотыми, и сковал серебряные сосуды служебные, и положил в ней Евангелие апракос, окованное серебром, и Апостол апракос, и паремийник, и Соборник отца своего, и крест воздвизальный вложил». Дальнейшая история княжеской церкви связана с преданием будто бы:
«татары напали на Каменец в ночь на Светлое Воскресение Христово, когда в Благовещенской церкви, наполненной молившимся народом, шла великая Божественная служба. Чтобы татары не могли надругаться над святой церковью, она по воле Божьей скрылась в землю вместе с молившимся в ней народом и таким образом скрылась от глаз нечестивцев. Говорят, что ежегодно во время пасхальной заутрени, когда в церкви поётся «Христос Воскресе», благочестивые люди слышат, приложив ухо к «Кладуче», чудный звон княжеских серебряных колоколов, так как в это время и там, в земле, в Благовещенской церкви идёт божественная служба, поют «Христос Воскресе» и звонят в колокола».
Священник о.Лев Паевский в своей книге предполагает, что церковь сгорела во время нападения крестоносцев в 1378 году. Также он указывает, что в 1654 году земли упразднённой Благовещенской церкви были разделены между оставшимися тремя церквями Каменца. А уже в 1770 году горка стала принадлежать городу, за что священники, использовавшие её, платили налог.
Как и положено в христианских традициях вокруг церкви всегда был погост. И даже после прекращения существования Благовещенской церкви людей продолжали здесь хоронить. Ближе к нынешнему Дому культуры на склоне «Кладучи» в середине XIX века стояла полуразрушенная деревянная часовня, в которой ещё сохранялись остатки церковной утвари. В углу часовни из-под земли виднелись части деревянного гроба с человеческими останками.
Строительный бум в городе был всегда, поэтому по периметру горки проводилась добыча песка, а деревянные еврейские домики подкрадывались всё ближе и ближе. Никого не волновало, что это был погост с древними захоронениями, собственно, как и сейчас.
В память о святом месте здесь всегда стоял огромный деревянный крест, который блестел от украшений, сделанных из фольги и жести.
В 1863 году местный настоятель православной церкви дал разрешение еврею Лейзару Млынарю (видимо не фамилия, а «кличка», полученная от коренных мещан) построить на горке две ветряные деревянные мельницы. По этому поводу предлагаю вашему вниманию один патетический текст с «высоким штилем», написанный (или переписанный) в 1910 году Иваном Философовым:
«И с того времени на месте, откуда впервые засиял свет Христова учения, озаряя окрестную дикую страну светом мира, любви и правды, безтолково замахали крыльями две еврейския мельницы, как бы дразня друг друга, и застукали по могилам покойников колёса телег, и только по среди холма, где стояла Благовещенская церковь, между двумя мельницами остался, как верный страж, деревянный крест, — потеряв свои фольговыя украшения и склоняся на бок, он как-будто говорил мельницам: сюда то вы не подходите, здесь место святое, здесь стоял престол, на котором приносилась Богу безкровная жертва, отсюда возносились к небесам молитвы за други и недруги, за живых и умерших, довольствуйтесь тем, что вам дозволено попирать могилы мирнопочивающих умерших.»
Украинский банкир Г.Мироненко, который жил в Каменце в 1930-34 годах, оставил после себя воспоминания о нашем городе – заметку «Княжий город Кам′янець на Поліссі» в журнале «Лiтопис Волинi». В ней он очень животрепещуще описал состояние горки «Кладучи».
Всеми правдами и неправдами присваивали и разбазаривали бывшую церковную землю. Горка «Кладуча» с юга постоянно подкапывалась Гершком Шостаковичем (Шестаковским), владельцем маслобойни, механической мельницы и даже электростанции, которые находились здесь же. Григорий Мироненко часто бывал на этой зелёной горке с высоким памятным крестом и не без жалости наблюдал, как «беспрерывно её уничтожают бессовестные загребущие соседи». Он обращал на это внимание местного православного священника, но в ответ было лишь: «Ничего вечного, братец, нет… Судиться с ними не будем». У местных властей реакция была точно такая же.
Песок из горки активно растаскивали на хозяйские потребы, при этом уничтожая огромный культурный пласт XIII-XVII веков. Тимофей Рабчук из деревни Ступичево вспомнил эпизод из начала своей трудовой жизни. Для строительства здания райкома КПБ (ныне районный отдел образования) решили завозить песок с горки. Как только первая машина вместе с песком выгрузила множество человеческих останков, от этой затеи отказались. Вскоре было принято решение использовать этот песок для засыпки городской свалки, что находилась рядом с местом будущей 2-й школы. Позже на месте этой свалки вырос многоэтажный дом, который в наше время стянут металлическими тросами во избежание его разрушения. В 1960-х годах горка основательно была разрушена, построены новые дома и сараи. Для занятий «агрофитнесом» на восточном склоне люди устроили грядки.
Осенью 2009 года на самой высокой уцелевшей части горки был воздвигнут памятный железный крест. И конечно же здесь очень уместна небольшая табличка с исторической справкой.
Примечание: А́пракос – разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован по календарю согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели. Пареми́йник — богослужебная книга.
Однако возникают вопросы:
- А точно ли в этом месте стояла Благовещенская церковь или эта горка служила местом упокоения каменчан после того, как перестали использовать для этих целей урочище «Монастырь» на том берегу Лесной?
- Если да, то почему так далеко от башни? Три других церкви, которые впервые упоминаются в XVI веке как уже существовавшие приходы, размещались гораздо ближе к башне, чем «Кладуча».
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Понравилось? Поделись!
Горка Кладуча – место первой церкви в Каменце?: Один комментарий