Прежде чем попасть в сакральное сердце Каменца, отправимся ровно на одну минуту в Иерусалим!
Храм (у евреев) – культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н.э. и I веком н.э. Храм располагался в Иерусалиме и являлся единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Был уничтожен вавилонскими царями. Позже был построен второй Храм, который просуществовал всего 6 лет по окончании строительства (от него осталась лишь западная стена внешней ограды Храма – «Стена Плача»). С этого момента евреи Иерусалима рассеялись по всему миру. Но они сохранили веру, что с приходом Мессии Храм будет восстановлен на том же месте и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Заменой Храма на чужбине стали синагоги – дома собрания для проведения общественного богослужения. Синагога – это уменьшённая копия Храма. Они строились на самом высоком месте города, а фасад всегда был обращён на восток (по возможности, к Иерусалиму, где находился Храм). Внутри для мужчин и женщин были раздельные помещения (женщины находились на балконе либо в боковом приделе). Впрочем, про внутреннее убранство можете сами ознакомиться в книгах или в Интернете.
Центральную Европу заселили евреи-ашкеназы и с началом Крестовых походов в XI веке они стали подвергаться сильным гонениям из-за надуманных обвинений: «кровавый навет», совершение ритуальных убийств, позже добавилось обвинение в распространении чумы и проказы… Однако князь Великого княжества Литовского Витовт дал весьма широкие права еврейскому населению и они довольно быстро стали заселять наши земли…
Религия для евреев Каменца не была просто какой-то данью древней традиции. Она полностью определяла их жизнь в быту и в обществе (исполнение только лишь кашрута1 стоит немалых сил, знаний и времени). Поэтому разраставшаяся еврейская община города требовала приличного места для молитв и религиозного общения.
«…абы высотою и внешностью с костёлами и церквями не ровнялась бы». С такими словами в 1661 году Ян II Казимир Ваза, король польский и великий князь литовский, издал привилей2, дающий право каменецким евреям построить синагогу и школу на площади Бейреха Шмушковича, около церкви Рождества Христова, либо в другом месте при условии, что земля будет выкуплена. Место выбрали повыше, куда мы сейчас и направимся. Ох и сложно же с этими синагогами: когда построены, где находились, как назывались? Кое-какие моменты можно проследить по старым фотографиям и на картах. Скажу больше, что даже в работах Г.С.Мусевича вопросов больше, чем ответов… Ладно, попробуем разобраться.
Синагога «Дер Мейер»
Итак, от «Зубра» сворачиваем к улице Пивненко и проходим по заулку мимо отдела комплектования (эта улочка в своё время так и называлась – Bożnicza (Божнича)). И упираемся в главную каменецкую синагогу «Дер Мейер». На двоенной фотографии можно оценить её скромные внешние черты, кстати, вход сделан с южной стороны. Ещё один любопытный момент: синагога должна быть небольшой по высоте, но никто не запрещал углубиться и сделать полы существенно ниже уровня земли. В итоге внутри она могла быть о-о-очень высокой. Есть предположение, что она была построена в конце XVIII – начале XIX века. С приходом «первых советов» в антирелигиозном угаре она была закрыта. После войны в ней была артель «Волга», затем крахмальный завод, позже КБО, в 90-х годах коммерческий магазин «Тройка», а сейчас жилой дом.
Далее. Очень полезно с любопытством и с изрядной долей скепсиса глянуть на уже известную вам акварель Наполеона Орды . Слева видим высоченное строение – вот она, синагога! А вот «Дер Мейер» это или что-то другое?
На помощь идут старые фотографии. Я сопоставил два снимка и сделал вывод (подробности исследования здесь описывать не буду, только при личном общении), что кирпичная «Дер Мейер» была построена рядом с деревянной старинной синагогой (возможно, её название было «Кол Нидрэй»), которую и запечатлел на своей акварели Орда. Очевидно, что её демонтировали, но кто и когда? А сейчас здесь стоит новенький жилой дом.
Итак, на данный момент в этом микрорайоне мы уже насчитали целых две синагоги! А дальше будет ещё больше! Всё-таки старинное сакральное сердце нашего города.
Синагоги открывались в субботу («шаббат») и в дни важнейших религиозных и государственных праздников. Перед «шаббатом» производилось символическое ограждение еврейских улиц, равно как и периметр территории синагоги для обеспечения спокойствия молящимся. Ещё до 1939 года был обычай, когда перед заходом Солнца в пятницу специальный гонец обегал все еврейские улочки с оглашением «In szule herajn!» («В школу!», то бишь в синагогу).
Хедер или Талмуд-тора?
Напротив, через улицу Набережную, стоит центр по выявлению юнцов для отправки их в места превращения в мужчин. В народе – военкомат. Глянешь на аккуратную кирпичную кладку с декором и диву даёшься – умели же из простого кирпича такие узоры выкладывать! Здание построено в 1896 году. В нашем случае это была частная 4-х классная общеобразовательная школа — хедер. Но так ли это? Хедер — по сути это комната в доме учителя-меламеда, в которой проводились занятия на платной основе чаще в индивидуальном порядке. А Талмуд-тора — это общинная бесплатная школа для детей из малоимущих семей. Учебными предметами были иврит, Тора и Талмуд; в разное время в программу включались и другие предметы, например, арифметика и письмо на идише. Смотрите и запоминайте архитектурные детали и узоры, но воздержитесь от фотографирования, мало ли…
Место Воскресенской церкви
Далее. Смотрим на башню, на улицу Набережную, до которой ранее ни при какой власти никогда не было дел, но разворачиваемся в обратную сторону и пойдём вверх по асфальту. Про страшный серый двухэтажный дом я уже упоминал (возможно, в нём бы получился неплохой музей). На изгибе стоит домик: окошки мелкие, двери для гномов – лет ему и лет. Далее по левой стороне, ближе к улице Пивненко, стоит дом с синей крышей. Это совсем недавняя фильмотека (место хранения всяких полезных обучающих фильмов на огромных «бобинах» с плёнкой), до этого она была Домом пионеров и школьников. Издалека я подвожу вас к ещё одному важному месту. Так уж получилось, что фильмотека стала жилым домом, а её двор стал частной собственностью. А ведь ещё 20 лет назад во дворе этого дома находился фундамент древней православной церкви!
Я, будучи бесшабашным отроком, часто там гулял, с любопытством оглядывал эти булыжники, пока не решил их зарисовать. И вот что получилось – смотрите схему ниже. Сфотографировать в ту пору это место я не додумался, а вот люди по мудрее (Г.С.Мусевич показывал, И.А.Корогода фотографировал) это сделали. Вокруг росли старые деревья, а в широкой и прохладной тени от их крон детвора периодически находила кости и черепа…
Из книги Льва Паевского «Каменец-Литовск и его древние храмы» 1896 года издания можно узнать, что здесь находилась Воскресенская церковь. Точно известно, что в 1562 году Воскресенский приход уже существовал, а саму церковь построили каменецкие мещане за свой счёт. Из письма Антона Будиловича Измаилу Срезневскому стало известно, что церковь была построена крестом, находилась в очень ветхом состоянии и планировалась её перестройка, которую позже провели на пожертвования местных прихожан. Из разобранной церкви в 1866 году построили часовню на кладбище. Он же обращал внимание на оригинальную, редкую для здешних мест, храмовую живопись и на миниатюрность иконостаса и царских ворот. Одна древняя бабуля давным-давно сказала, что эта церковь сгорела от удара молнии. Так ли? Ответ пока ищу.
В итоге имеем (имели): одну церковь, две синагоги и одну религиозную школу на территории 150 на 150 метров.
Примечания:
1. Кашрут – система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям, еврейского Закона. Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни.
2. Привилей – законодательный акт в Великом княжестве Литовском, который наделял правами отдельных лиц, группы людей, местечки и города на некоторое материальное или статусное владение.
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Понравилось? Поделись!