Когда из Замост вы возвращаетесь в город, проходя мимо парка вдоль улицы Пограничной, рядом с «чучмековым» озером стоит колоритный дом художника Дорошевича.
Некоторые каменчане до сих пор помнят пожилого дядечку, который устраивался в этих местах за этюдником и что-то ваял кисточками и маслом. Мало того – он тут рядышком родился и некоторое время жил. За обильными нынешними кустами спрятался его отчий цветастый домик, за которым ныне достойно ухаживают новые хозяева.
Рядом с забором со стороны тротуара установлена памятная табличка (дело рук Анатолия Туркова в 2008 году), а на ней увековечена надпись о главном герое сегодняшней публикации. Вашему вниманию Фёдор Иванович Дорошевич (кстати, Анатолий Турков его ученик)!
Один из ярких и самобытных белорусских художников времён БССР родился в 1905 году в нашем местечке. Федор Дорошевич получил великолепное образование в Омском художественно-промышленном училище им. М.А. Врубеля (с 1925 по 1929 годы), затем в Институте пролетарского изобразительного искусства (с 1930 по 1938 годы). Почему учился в России? Очевидно, что его семья осталась там в беженстве после Первой мировой войны. С 1938 по 1941 годы преподавал в Молотовском (ныне – Пермском) художественном училище. Во время войны оказался на Урале. В 1950 году вернулся в родную Беларусь. Преподавал на кафедре живописи Белорусского государственного театрально-художественного института (ныне – Белорусская государственная академия искусств). Суховато получилось – хочется ещё больше подробностей из его жизни.
Пожалуй, в силу личных пристрастий наибольшей лиричности художник достигал в пейзажной живописи. Любовь к родной природе отразилась в многочисленных пейзажах Брестчины, берегов Днепра, Припяти, окраин Минска.
Однако, большая ценность картин Федора Дорошевича в том, что в них запечатлена история нашего города (и не только), которая уже нигде и никогда не повторится. Это своеобразная художественная летопись той страны, в которой он жил.
Его произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларуси, Национальном центре современных искусств, фондах Белорусского союза художников, Художественном музее имени В.К. Бялыницкого-Бирули в Белыничах, мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», Художественной галерее Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, Пермской государственной художественной галерее, Брестского краеведческого музея и конечно же в нашей библиотеке.
Федор Дорошевич скончался в 1986 году, но его имя раз в году вспоминается благодаря стараниям Анатолия Туркова, который стал инициатором пленэра, посвящённого памяти нашего живописца. Осенью в самый красочный период (первая половина октября), когда природа агонизирует обилием красок перед затяжной зимой, то тут, то там по Каменцу можно встретить художников с этюдниками (переносной чемоданчик с красками и кисточками, который ловкими движениями руки превращается в походный мольберт). Станешь рядом и застынешь на часик в наблюдении за рождением картины и в беседе с художником. Как увидите на ближайшем пленэре такого художника, обязательно подойдите и посмотрите – они не кусаются.
Продолжим топтать тротуар. Часть улицы Пограничной от улицы Леваневского до автостанции называлась «Писки» – тут был островок из полутора десятка домов, мини-предместье между Замостами и Каменцем.
Сам Каменец начинался за старой баней, а то место, где сейчас находится автостанция и её окрестности называлось «Бусловка» (краевед Г.С.Мусевич упоминал название «Буснявка»), что переводится как гнездо аиста. В послевоенное время зимой малышня устраивала здесь «ковзанку» – каток, и даже ставили новогоднюю ёлку.
Со строительством новой автостанции (до этого она была рядом с костёлом) зимняя хоккейная жизнь переместилась на озерцо, где размещался ДОСААФ (теперь здесь частный магазин). А в память о топониме «Бусловка» на высокой дымовой трубе старой бани, на удивление всем приезжим, аисты возвели себе «пентхаус» из веток.
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Понравилось? Поделись!