Высокое. Городские фотоателье межвоенного периода

Высокое. Городские фотоателье межвоенного периода

Прежде всего, хотел бы высказать слова благодарности Андрею Осташене, без него данный материал не увидел бы свет. Итак, в 2023 году моя коллекция фотографий Высоко-Литовска значительно пополнилась благодаря Андрею, а именно в данный момент у меня есть фотографии всех фотоателье города (очень надеюсь, что нет), которые работали в Высоком, когда город входил в состав Польской Республики (1921-39гг.)

Данный материал не призван оценивать мастерство фотографов, хотя это так же интересная тема, но всё же, здесь речь пойдет именно о самих ателье, о тех, кто ими владел, и какие печати ставились на фото. Итак, как уже говорилось ранее на данный момент мне известно всего четыре ателье, а именно:

1. J.Bonder
2. Jan Gryciuk
3. M. Niemoj
4. I. Tykocki

В лучших традициях XIX и начала XX века, подобные места назывались по именам их владельцев (Harley-Davidson и Ford не дадут соврать), которые нанося свои имена в виде печатей на многие фотографии отвечали за их качество, а так же рекламировали себя. Ведь фотографии были невероятным новшеством, а в указанный период уже достаточно плотно вошли в жизнь населения не только Высокого, а в целом общества. Их передача, демонстрация родственникам, пересылка создавали идеальные условия для рекламы услуг фотографов и их отелье.

Начнем с J. Bonder – Jodel Bonder – настоящий мастер фотографии Высокого в тот период времени, большинство фотографий, которые были найдены и которыми я владею были сделаны именно Бондером, еврейским фотографом, и даже там, где нет печати, иногда по бумаге и по тому, что изображено на фото и как все изображено, можно узнать руку мастера.

Бондера в плане печатей на фото можно разделить на два периода, ранний, то есть -1920-ые и поздний — 1930-ые.

Данный снимок сделан в 1929 году, на нём можно увидеть раннюю печать Бондера, без границ и фигурных элементов просто надпись в три строки:

Zakład Fotograficzny
J. Bonder
Wysokie-Litewskie

Однако Jodel Bonder все понимал, и я уверен, что в 30-ые выросла конкуренция на рынке фотоателье в городе, поэтому Бондер решил выделяться, и заказал себе новую печать. Разумеется, что причина могла быть совершенно иной, но все же предположим именно указанную.

Данное фото (из Esther Kaplan Album) выполнено в 1931 году, тут уже можно увидеть овальную рамку, в центре которой написано J.Bonder, самым крупным шрифтом, чуть менее крупно было обозначено ремесло Бондера – Zakład Fotograficzny, а самым маленьким шрифтом обозначено место работы – Wysokie Litewskie. Это все уже маркетинг чистой воды, внимательность к деталям присущая фотографам идеально перенесена на печать ателье, в данном случае.

Вторым фотографом, которого мы рассмотрим, будет Jan Gryciuk – Ян Грицюк, так же работал в Высоком, однако его фотографии известны только в 30-ые годы. Бондер был более популярным фотографом, у него фотографировалось больше еврейский семей в богатых костюмах и с красивыми прическами, Gryciuk в свою очередь так же делал подобные фото, но у него так же встречаются фото священника Высоковской церкви, чего нельзя ожидать у Бондера.

Данное фото (из Minoff Family Album) было сделано в 1937 году, на нём изображен Tevel Feldman, еврейский юноша, но вернемся к печати:

Wykonał
Jan Hryciuk
Wysokie-Litewskie

Ян на печати своё имя написал самым большим шрифтом, рамка у печати ромбовидная, чтобы отличаться от конкурентов, а место написано таким же шрифтом, как и слово Wykonał, но данное слово выделено жирным шрифтом, цвет чернил такой же, как у Бондера. Хотя рамка и отличается, но все равно печать уж очень сильно напоминает Бондера, Ян это хорошо понимал, и нашел выход.

Цвет чернил, именно так Ян решил сделать свои фото более запоминающимися, когда именно было сделано данное фото, к сожалению не известно, однако это отличный пример конкурентной борьбы. Мне нравится данный фотограф за разносторонность его работ, она куда больше чем у Бондера, так же по-своему удивительно, что 6 тысяч населения Высокого и окрестные местечки вполне себе могли обеспечить работой все четыре ателье.

Следующее ателье представлено лишь несколькими фото, оттого оно столь ценно с точки зрения уникальности. M. Niemoj владелец ателье, которое располагалось на Выгановской улице (сейчас Советская).

Фотография сделана в 1933 или 38 году, и тут Niemoj, чтобы выделяться на фоне конкурентов решил попробовать необычный шрифт, а именно вытянутые буквы, которые сразу бросаются в глаза. Отсутствие рамки так же весьма показательно, Hryciuk і Bonder популярнее, поэтому нужно было от этого уходить, и так же из-за их популярности или же из-за того, что Niemoj только начал работать, ему нужно было указывать свой адрес. Примечательно, что Выганово, которое в то время было отдельной деревней в пригороде Высокого, по-польски это будет – Wyganowo, но тут улица указана как Wiganowska, вопрос подобного написания остается открытым.

Мне кажется, что если бы мы с вами попали в Высокое в 30-ые, и захотели бы сделать фото, то любой житель указал бы нам на Бондера, а про Немого в первую очередь вряд ли кто-то из жителей подумал. Однако этот шрифт заслуживает отдельной похвалы с точки зрения маркетинга.

Последним в списке фотоателье идёт I.Tykocki, фамилия польская, имя, к сожалению не известно (возможно Ireneusz или Ignacy), однако известно, где было ателье, а именно на улице 11 ноября д. 31

Zakład Fotograficzny
I.Tykocki
Wysokie-Lit. 11-go Listopada 31

Фото сделано в конце 30-ых, печать Тыкоцкого, такая же, как у раннего Бондера, за исключением того, что есть адрес. Фото данного ателье имеется в единственном экземпляре, поэтому оно крайне уникально, 31 дом пусть и на центральной улице для столь небольшого города это достаточно далеко от центра, именно поэтому на печати есть адрес.

Подводя итоги данной работы, хочется сказать спасибо тем людям, которые сто лет назад занимались фотографией, вкладывали в работу всего себя и оставили нам так много столь замечательных фотографий, очень надеюсь, что найдётся еще 2-3 ателье, о которых я не знал, а их печати будут интересными настолько, что мне снова захочется о них рассказать. Сейчас, в наше время, фотографии не имеют той же ценности, что 100 лет назад, их стало слишком много, возможно именно поэтому нужно больше ценить те старые фото, что хранятся в семьях.

Илья САВЧУК.

Понравилось? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *