Небольшой католический приход, малоизвестная история костёла Святых апостолов Петра и Павла, который был питейным заведением… Минутку, минутку, сейчас приоткрою завесу всех тайн.
Хоть костёл и явился пред нами в нынешней ипостаси несколько лет тому, но история его возникновения и существования уводит нас не то что в глубину веков, но и ещё глубже — прямиком в 16 век. Прототипом его были костёлы в Кракове и Кальварии Жебридовской. Похожий костел чуть позже был построен в Островках около Междуречья Подлясского. Отмечу, что на протяжении всей истории Каменца в нем находятся (-ились) костёл святых апостолов Петра и Павла (1501 год), святой Троицы (1543 год) и кладбищенская каплица в честь мучеников 20 века.
Костёл Святых апостолов Петра и Павла был построен в 1501 году на пожертвование Александра (сына Казимира), великого князя ВКЛ (1492-1506гг.), короля польского (1501-1506гг.). В 1619 году костел был передан отцам-варфоломистам (монахи-коммунисты). Настоятель отцов-варфоломистов Гжегож Гижицкий (Grzegorz Giżycki) перестроил его в 1723 году. Костел освятил епископ Луцкий Стефан Рупневский. Описание костела дошло до нашего времени из воспоминаний Виленского епископа Адама Станислава Красицского, который объезжал свою епархию в 1876 году. Это описание в свою очередь было обнаружено профессором краковского университета Яном Пердэней и издано в монографии «Каменец и приход» (найти бы!).
А вот и само скучное описание: «Костел деревянный, фундамент из кирпича, прямоугольной формы с фронтонами, 2 фасадные башни. Костел обит белой жестью с железными крестами в длину 42 аршина в ширину 21 аршин, стены отполированы, крыша покрыта гонтом. В нижнем ярусе было 8 окон, в верхнем 10, всех маленьких окон насчитывалось 11. Железные завесы, внутренние замки в дверях (показатель достатка).
Над входом в костел располагались хоры (балкон) на двух деревянных колоннах. Имелся 8-ми голосый орган голубого цвета частично позолоченный. Весь пол уложен тартицей (досками). С каждой стороны по 8 лавок, возле башен 2 исповедальни покрытые ореховым лаком. В алтарной части в углу слева находился амвон (полукруглое выдвинутое на середину возвышение, с которого читают Евангелие) орехового цвета, под ним исповедальня. Возле нее находились двери в сакристию (специальная пристройка, в которой хранятся священная посуда, книги, богослужебная одежда и др.) на железных завесах, в ней шкаф с шуфлядами. В костеле была крестильня на шестигранном постаменте с емкостью для воды. Над ней изображен Святой Дух в лучах и Иоанн Креститель. Квадратные колонны отделяли нижний неф от центрального. Их было восемь. Потолок в нижних и верхних нефах разрисован разными фигурами. Стены костела расписаны, на них висели живописные иконы крестного пути Иисуса Христа, была полотняная икона «Тайная вечеря» и две иконы св. Апостолов Петра и Павла.
Было восемь алтарей (т.к. на одном алтаре можно было совершать одну службу в день, а здесь жили монахи). Главный алтарь состоял из двух ярусов, украшен резьбой, местами разрисован и частично позолочен. Первый ярус имел четыре колонны, возле которых стояли две статуи дьяконов: Стефана и Лаврентия (сейчас находятся в костеле д. Пелище). Между ними полотняная икона в посеребренной рамке Св. Апостолов Петра и Павла. По бокам два херувима, а под ними две двери за алтарь. На менсе (даровой стол), посередине находилась дарохранительница (сейчас в костеле). На втором ярусе располагались шесть деревянных вазонов с цветами, находилась икона Девы Марии Остробрамской в позолоченной раме. Второй алтарь находился справа от главного. Между двумя позолоченными колоннами полотняная икона Девы Марии в серебряных одеждах с младенцем. У Матери Божьей в руках скипетр, а у младенца держава. На втором ярусе находилась икона Св. Иосифа. Третий алтарь находился слева от главного, такой же формы, как и второй, только на первом ярусе икона Св. Анны с серебряными накладками и тремя коронами. Четвертый алтарь находился возле алтаря Св. Анны. На нем размещалась икона Св. Антония, а в верхней части икона Св. Варвары. Пятый алтарь с иконой Св. Архангела Рафаила, в верхней части икона Св. Тавита. Шестой алтарь с иконами Св. Иосифа и Св. Петра. Седьмой алтарь напротив шестого, с иконой Св. Иуды Фадея и иконой Св. Аполония. Восьмой алтарь с фигурой распятого Иисуса Христа». Вот как оно было, кто бы мог подумать!!!
В ночь с 5 на 6 июля 1924 года около 2300 часов начался пожар в костеле. Настоятель костела Вацлав Турлай вспоминал, что ударила молния и началась буря. Костел сгорел полностью, только единичные вещи удалось вынести (спасали все горожане, несмотря на вероисповедание). В Беловежской пуще закупили дерево и поставили временную часовню. Оставалась звонница, построенная в 1794 году. Её переделали в алтарную часть, к которой пристроили один главный неф длиной 22 метра и шириной 12 метров. Крышу накрыли рубероидом, к звоннице с двух сторон пристроили ризницу.
В 1928 году проходила визитация епископа Зигмунта Лазинского в парафию Каменца. Был назначен новый настоятель ксендз Альбин Бакиновский из Шерешево. Однако он долго здесь не пробыл. На его место был назначен ксендз Игнатий Воробей. В 1935 году он приступил к восстановлению костела. По плану он должен быть больше, чем сгоревший.
Кирпич специально обжигали на Замостах. Стены уже были возведены, оставалась крыша… Но наступил 1939 год. Самая Красная армия вступила на территорию Западной Беларуси. Воспитание в духе самой лучшей в мире «пролетарской идеологии» не совмещалось с религиозностью большинства населения, поэтому главной задачей было искоренение всего подобного из человеческого сознания: костел Святых Петра и Павла частично разобрали, сделали пониже, накрыли крышей, и 1954 году (внимание!) здесь устроили ресторан «Беловежская пуща», а в 60-х годах понизили статус до обыденной «Чайной».
В 1959 (в некоторых источниках 1961) году каплица за одну ночь (днём побоялись людского гнева) была уничтожена бульдозерами — каменецкий католический приход перестал существовать. В костеле святых апостолов Петра и Павла была большая библиотека и архив. После разрушения старого костела, часть библиотеки и архива вывезены в неизвестном направлении, часть переданы в костел деревни Пелище, часть спасли люди. Самый старый документ, который сейчас находиться в костеле датируется концом ХVIII века «Книга кассовая» 1798-1837 гг., составленная на польском языке.
По архивам костела можно судить о рождаемости и смертности Каменецкого прихода, как распределялись пожертвования. Интересные документы на русском языке «Наряд бумаг администратора Каменец-Литовского римско-католического прихода за 1872-1884гг.», «Метрические акты за 1872-1909гг.»
Сохранились орнаты (литургическое одеяние священника), представляющие собой богато украшенную золотым и серебряным шитьем (и даже в технике слуцких поясов) накидку-безрукавку с разрезами для головы, которой накрывают грудь и спину.
Интересна судьба креста главного алтаря. Каплица на кладбище построенная отцами-ворфоломистами предназначалась для погребения монахов. После разрушения костёла крест из главного алтаря находился в ней. По воспоминаниям местного жителя Владислава Сенкевича, подземелье каплицы состояло из двух частей: в нем стояли открытые гробы монахов. Всю войну каплица простояла, а после окончания жители разобрали ее на хозяйственные нужды, какова судьба останков неизвестно. Семья Буро вынесла крест из каплицы и хранила его до 2000 года.
В 1992 году усилиями ксендза Яна Василевского и прихода удалось возвратить здание верующим в судебном порядке. Костел восстанавливается по проекту, разработанному в Барановичах. Часть вещей вернулась назад (дарохранительница, статуи Св. Апостолов Петра и Павла, ризы для службы, иконы крестного хода, иконы Св. Антония, Божьей Матери Ченстоховской, Св. Терезы, лампады, вечный огонь, фигуры ангелов, чаша) и жизнь в костёле вновь пошла по своему прежнему руслу.
В статье использованы материалы Георгия Степановича Мусевича. Особая благодарность ксёндзу Яну Василевскому и Татьяне Сыроежка (некогда учительница истории СШ №1 в городе Каменце). В статье использованы фотографии: Валентины Михайловны Кузнецовой, Елизаветы Гарапучик, Марии Борзовой, Ирины Сипайло, Светланы Ланкуть, Виктории Шидловской, Нины Трофимчук, Zmiciera Vajcechovicza.
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Понравилось? Поделись!
Право , мне так совестно за проявленную мной ( некомпетентность ) в комментарий про каплицу на старом кладбище . Прочитай я ранее эту статью , то , не при каких обстоятельствах не посмел бы позориться на весь Каменец ! Но , удалить сейсчас комментарий , означало бы подписаться под собственным ( словоблудством ) . Пусть же , читатель , ( случайно напоровшейся ) на мой ( опус ) не станет судит старого ду…ка слишком уж строго . В конечном счёте , с моей стороны , всего лишь имел место пересказ а не выдуманноая мною наспех история . Пусть же остаётся так как оно есть в рамках фольклера местных жителей …