В этой статье я собрал весь смак, квинтэссенцию, еврейской жизни в Каменце, следы которой мы ещё застали. Прогуливаясь по старому еврейскому кварталу (район между улицами Пивненко и Чкалова, улица Средняя и её заулочки, во время войны здесь было гетто), попробую вас окунуть в неё. Именно попробую, потому как в полной мере узнать о жизни евреев в Каменце не получится. Не сказать, чтобы наши евреи жили абсолютно закрыто, но и сложно назвать эти отношения прозрачными и открытыми. На бытовом уровне, конечно же, были «мир, дружба, жвачка». Но если где-то пересекались денежные или иные имущественные интересы, то «хавайся в бульбу»… Однако до погромов дело не доходило. И в тоже время их влияние на нашу жизнь отпечаталось очень сильно. И таки гляньте как!
Кровавый навет
Без баек и выдумок про людей, которые жили дружной общиной и в свои тайны нас не посвящали, никак не обходится. Классическая из них – «кровавый навет». Якобы евреи совершали детские жертвоприношения и использовали кровь в ритуальных целях и для приготовления мацы. Маца – праздничный пресный хлеб. Но «кошерным» он будет в том случае, если в тесто символически добавить кровь «гоя» (не еврея). Как? Это раньше в дикое средневековье можно было взять кого-нибудь и зарезать для этой цели. А в век просвещения нужно как-то исхитриться и её, кровь, добыть. Желательно, чтобы не оказаться в перспективе битым. А бабули рассказывали вот что…
Что придумать? Всё просто! Приглашается «шабес-гой» (не еврей, который работал по дому в субботу), ему поручалось замесить тесто, в которое предварительно клали острый предмет. Через пару минут замеса человек в расстроенных чувствах и потерей пары капель крови уходил прочь. Но этого достаточно, чтобы праздничная маца удалась. Ещё одно мудрое решение. Старый еврей присаживается в тенёчке недалеко от места, где играет детвора «тутэйшых» и ждёт того момента, когда малыш в азарте побьет колено об камень или расцарапает пузо об забор. Моментально спешит скорая помощь от дедули: малыша отводит к себе домой и оказывает ему первую медицинскую помощь. При этом, как и положено, сначала сцеживает кровь, сами понимаете, не на пол, а в посуду… Малыш спасён, «кошерная» маца будет – такой вот симбиоз.
Артефакты
Знаки и надписи
От баек переходим к настоящим артефактам. Мы их видели, но не обращали должного внимания. Удалось вовремя их сфотографировать. Очень жаль, если не сказать, очень прискорбно, что они все исчезли при подготовке города к последним «Дожинкам». Вот самые яркие из них.
На фронтоне дома по улице Пивненко висела шестиконечная звезда. Этот древний восточный символ, эмблема египетского оккультизма, провисела на фронтоне через всех немцев, которых только видел Каменец. Она никому не мешала даже при советских воинствующих атеистах. Пока хозяева дома в 2012 году не услышали вопрос ребром: «Здесь живут евреи?». Евреев не оказалось, звезду отодрали и новый порядок восторжествовал.
Маленький ликбез про сам символ. В себе он таит множество значений. Это и символ бракосочетания неба и земли, это и шесть дней творения, это и борьба Бога и дьявола, и даже объединение женского и мужского начал. Наконец – это символ мудрости. Эту же звезду можно встретить в форме плоского шестигранника. В таком случае он символизирует Вифлеемскую звезду, которая сияла над местом рождения Иисуса.
Любопытную чёрную метку на иноземном языке можно было встретить как минимум на 4-х домах. Что такое «GOP 509»? Есть мнение, что это немецкая нумерация домов в гетто. Но поискав и поспрошав многих умных людей, возникла более жизнеспособная версия, что эта аббревиатура расшифровывается как Gospodarstwo Obywatela Polski. Их могли нанести во время Второй всеобщей переписи населения в Польше (Drugi Powszechny Spis Ludności), которая проводилась в 1931 году.
Преинтересная штучка – деревянная палочка, вставленная в коробку дверного проёма. Называется мезуза. На свитке пергамента из кожи кошерного животного писался от руки особый текст, который состоит из 15 стихов, пишется в 22 строки, содержащие 170 слов из 713 букв! Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, который затем прикрепляется к дверному косяку каждого жилого помещения еврейского дома. Для тех, у кого Интернет под боком, рекомендую на минутку отвлечься от чтения и посмотреть отрывок из фильма «Список Шиндлера». На 18 минуте 10 секунде киноленты богатый еврей что-то выковыривает из дверного проёма, целует и кладёт в карман. Оцените сами, какую ценность она для них представляла.
Далее. Ввожу новое слово – «бухштаба». Есть два варианта перевода: 1) – буква, 2) грамота из бука, накрученная на палку (Buche – бук, Stab – палка). Но если посмотрим на фото ниже, то увидим металлический крюк, свободно висящий на длинной пластине. Для чего нужно это диво? Чтобы запирать ставни в окнах. Пластина одним концом наглухо крепится к стене. На её втором конце свободно вращается крюк. Ставни закрываем, перекрываем их пластиной, а крюк вставляем в отверстие в стене. Всё это дело напоминает старинную книгу, которую закрывали металлическими замками.
Пожарная защита
И окончательно про дома. В связи с дороговизной земли, дома всегда строили очень плотно друг к другу, либо две семьи ютились в двухквартирных домах с одной общей стенкой под единой крышей. Такая плотная застройка очень часто приводила огромным бедам – малейший пожар и горит всё подряд. Позже в таких домах общую стену стали делать из кирпича. На улице Средней есть дом, который раньше состоял из трёх квартир, перегороженных двумя кирпичными стенами. Название таким стенам – брандмауэр (нем. Brandmauer) или файервол (англ. firewall). Суть проста – уменьшить вероятность перекидывания огня из одной части дома в другую. Хоть одна семья да останется с кровом.
Игра
Продолжу забивать вашу память странными словами. Следующий предмет, который я подаю на растерзание вашему любопытству, называется дрейдл. Это четырёхугольный волчок, с которым играют дети во время еврейского праздника Ханука («ханукальный волчок»). На каждой стороне дрейдла написана еврейская буква: нун, гимел, хей и шин. Играть принято на мелкие монетки. Дрейдл крутят по очереди. Если выпадает «нун», то никто не выигрывает, «гимель» – банк получает пускающий, «хей» – пускающий получает полбанка, «шин» – пускающий ставит на кон.
Мацевы
Есть у нас одна замечательная весенняя традиция – белить в городе деревья и прочие столбы (раньше ещё белили и бордюры). Не знаю, откуда она берёт свои корни, но знаю, что весной (в марте месяце) евреи белили надгробия, которые называются мацева. Во времена, когда начали уничтожать еврейские кладбища, эти мацевы «сослужили» хорошую службу для каменчан. Так как их изготавливали из цельного камня или песчаника, они, само собой, пригодились в строительстве. Например, из податливого для обработки песчаника получился отличный жернов. Большие плоские плиты – прекрасный материал для изготовления ступеней около гимназии. Часть мацев во время ремонта достали и отвезли для хранения в «хозгруппу» районного отдела образования (лежат ли?). А оставшиеся до сих пор хорошо выполняют несвойственные им обязанности. Бесформенные надгробия из камня отлично подойдут для строительства уличных погребов. Конечно же, странные «крючки» на плитах прятали «лицом» к земле, чтобы не смущали лишний раз своими непонятными смыслами.
Кратко за кухню
Драники и прочее
А сейчас перейдём к самому вкусненькому. В прямом смысле. Выше я упоминал про интересное социальное явление «шабес-гой» – это не еврей (гой), который подрабатывал у евреев по субботам. Собственно, это и был один из моментов, когда пересекались наши культуры. Мы, точнее, наши бабули очень грамотно заимствовал у них кулинарные традиции. Что любопытно, многие блюда, которые мы считаем исконно «белорусскими», на деле оказываются стыренными шпионским образом из еврейских кухонь. Ну, например, драники (по-каменецки «тыртуны»), которые назывались (и продолжают называться) латкес. Никаких отличий в приготовлении я не нашёл. Даже подаются со сметаной. А дальше – больше…
А вот блюдо для профилактики всяких гриппов и ОРВИ. Бутерброд делается чрезвычайно быстро: белый хлеб намазываем сливочным маслом, поверх которого намазываем мёд и кушаем вприкуску с чесноком.
Владимир Гниломёдов в романе «Улiс з Прускi» упоминает про «фишбульбэ»: картошка, приготовленная с перцем и луком, принимает вкус рыбы.
Праздничное блюдо «шабас» из «Мои воспоминания» Ехешкеля Котика готовилось долго, но без серьёзных усилий – в пятницу вечером перловка с мясом ставилась на ночь в прогоревшую печь. А в субботу после посещения синагоги это была первейшая еда.
Рыба
Классическая популярная «замостовская» селёдка: покупаете бочковую селёдку, потрошите, нарезаете кусочками поперёк хребта, подкладываете колечки репчатого лука, заливаете подсолнечным маслом и… посыпаете сахаром. Каково?
А теперь про самое главное блюдо – фиш – фаршированная щука. За 15 минут съедается то, что готовилось с усердием и величайшей виртуозностью несколько часов! В те времена рыбацким мастерством славились жители деревни Угляны: свою добычу они продавали и в Каменце и в Бресте. Посему щуку брали только у этих мастеров рыболовства. Кстати, лабиринты сетей там до сих пор встречаются – талант не пропьёшь. Итак, блюдо. Берётся щука (и только щука!) средних размеров. Делается только один разрез на брюхе для избавления от «вантробов». Саму кожу снимаем, как чулок и откладываем в сторону. «Вантробы» выкидываем «котовы» (в смысле, котику на съедение). Из мяса удаляем все кости и перекручиваем через мясорубку с белым хлебом, луком, солью и приправами. Полученный фарш перемешиваем с сырым яйцом. Всей этой красотой аккуратно наполняем «щучий чулок» и зашиваем нитками. Фаршированного «щупака» отвариваем 20 минут в воде, вынимаем и даём остыть. Бульон закрашиваем свекольным соком до рубинового цвета и растворяем в нём желатин. Кусочки остывшей щуки разрезаем поперёк на «пятаки», укладываем в небольшие глубокие блюдца и заливаем бульоном, который остывает и желируется. Смачна есцi!
Как помочь проекту? Читайте здесь.
Понравилось? Поделись!
Спасибо Андрей!
Так всегда пишите тонко, с юмором, одно удовольствие читать Ваши статьи!
Благодарю Вас за добрые слова. Очень приятно.
Как же интересно написано! Спасибо!
Спасибо!