Cакральное сердце Каменца

Прежде чем попасть в сакральное сердце Каменца, отправимся ровно на одну минуту в Иерусалим!

Храм (у евреев) – культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н.э. и I веком н.э. Храм располагался в Иерусалиме и являлся единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Был уничтожен вавилонскими царями. Позже был построен второй Храм, который просуществовал всего 6 лет по окончании строительства (от него осталась лишь западная стена внешней ограды Храма – «Стена Плача»). С этого момента евреи Иерусалима рассеялись по всему миру. Но они сохранили веру, что с приходом Мессии Храм будет восстановлен на том же месте и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Заменой Храма на чужбине стали синагоги – дома собрания для проведения общественного богослужения. Синагога – это уменьшённая копия Храма. Они строились на самом высоком месте города, а фасад всегда был обращён на восток (по возможности, к Иерусалиму, где находился Храм). Внутри для мужчин и женщин были раздельные помещения (женщины находились на балконе либо в боковом приделе). Впрочем, про внутреннее убранство можете сами ознакомиться в книгах или в Интернете.

Центральную Европу заселили евреи-ашкеназы и с началом Крестовых походов в XI веке они стали подвергаться сильным гонениям из-за надуманных обвинений: «кровавый навет», совершение ритуальных убийств, позже добавилось обвинение в распространении чумы и проказы… Однако князь Великого княжества Литовского Витовт дал весьма широкие права еврейскому населению и они довольно быстро стали заселять наши земли…

Религия для евреев Каменца не была просто какой-то данью древней традиции. Она полностью определяла их жизнь в быту и в обществе (исполнение только лишь кашрута1 стоит немалых сил, знаний и времени). Поэтому разраставшаяся еврейская община города требовала приличного места для молитв и религиозного общения.

«…абы высотою и внешностью с костёлами и церквями не ровнялась бы». С такими словами в 1661 году Ян II Казимир Ваза, король польский и великий князь литовский, издал привилей2, дающий право каменецким евреям построить синагогу и школу на площади Бейреха Шмушковича, около церкви Рождества Христова, либо в другом месте при условии, что земля будет выкуплена. Место выбрали повыше, куда мы сейчас и направимся. Ох и сложно же с этими синагогами: когда построены, где находились, как назывались? Кое-какие моменты можно проследить по старым фотографиям и на картах. Скажу больше, что даже в работах Г.С.Мусевича вопросов больше, чем ответов… Ладно, попробуем разобраться.

Синагога «Дер Мейер»

Итак, от «Зубра» сворачиваем к улице Пивненко и проходим по заулку мимо отдела комплектования (эта улочка в своё время так и называлась – Bożnicza (Божнича)). И упираемся в главную каменецкую синагогу «Дер Мейер». На двоенной фотографии можно оценить её скромные внешние черты, кстати, вход сделан с южной стороны. Ещё один любопытный момент: синагога должна быть небольшой по высоте, но никто не запрещал углубиться и сделать полы существенно ниже уровня земли. В итоге внутри она могла быть о-о-очень высокой. Есть предположение, что она была построена в конце XVIII – начале XIX века. С приходом «первых советов» в антирелигиозном угаре она была закрыта. После войны в ней была артель «Волга», затем крахмальный завод, позже КБО, в 90-х годах коммерческий магазин «Тройка», а сейчас жилой дом.

Главная синагога (Дер Мейер), 2007 год
Главная синагога (Дер Мейер), 2007 год
Синагога Дер Мейер, довоенное фото
Синагога Дер Мейер, довоенное фото
Уже не синагога, 1947 год
Уже не синагога, 1947 год
Магазин, 1996 год
Магазин, 1996 год
Восточный фасад, 2009 год
Восточный фасад, 2009 год

Далее. Очень полезно с любопытством и с изрядной долей скепсиса глянуть на уже известную вам акварель Наполеона Орды . Слева видим высоченное строение – вот она, синагога! А вот «Дер Мейер» это или что-то другое?

Акварель Наполеона Орды, 1876 год
Акварель Наполеона Орды, 1876 год

На помощь идут старые фотографии. Я сопоставил два снимка и сделал вывод (подробности исследования здесь описывать не буду, только при личном общении), что кирпичная «Дер Мейер» была построена рядом с деревянной старинной синагогой (возможно, её название было «Кол Нидрэй»), которую и запечатлел на своей акварели Орда. Очевидно, что её демонтировали, но кто и когда? А сейчас здесь стоит новенький жилой дом.

Деревянная синагога
Деревянная синагога

Итак, на данный момент в этом микрорайоне мы уже насчитали целых две синагоги! А дальше будет ещё больше! Всё-таки старинное сакральное сердце нашего города.

Синагоги открывались в субботу («шаббат») и в дни важнейших религиозных и государственных праздников. Перед «шаббатом» производилось символическое ограждение еврейских улиц, равно как и периметр территории синагоги для обеспечения спокойствия молящимся. Ещё до 1939 года был обычай, когда перед заходом Солнца в пятницу специальный гонец обегал все еврейские улочки с оглашением «In szule herajn!» («В школу!», то бишь в синагогу).

Бейт-мидраш

Напротив, через улицу Набережную, стоит центр по выявлению юнцов с молочными усами для отправки их в места превращения в мужчин. В народе – военкомат. Глянешь на аккуратную кирпичную кладку с декором и диву даёшься – умели же из простого кирпича такие узоры выкладывать! Здание построено в 1896 году как бейт-мидраш. В нашем случае это была частная 4-х классная общеобразовательная школа — хедер. Смотрите и запоминайте архитектурные детали и узоры, но воздержитесь от фотографирования, мало ли…

Военкомат, приблизительно 1981 год
Военкомат, приблизительно 1981 год
Оригинальное оформление оконного проёма, 2012 год
Оригинальное оформление оконного проёма, 2012 год
Узоры из кирпичей, 2012 год
Узоры из кирпичей, 2012 год
На фоне строящийся бейт-мидраш
На фоне строящийся бейт-мидраш

Место Воскресенской церкви

Далее. Смотрим на башню, на улицу Набережную, до которой ранее ни при какой власти никогда не было дел, но разворачиваемся в обратную сторону и пойдём вверх по асфальту. Про страшный серый двухэтажный дом я уже упоминал (возможно, в нём бы получился неплохой музей). На изгибе стоит домик: окошки мелкие, двери для гномов – лет ему и лет. Далее по левой стороне, ближе к улице Пивненко, стоит дом с синей крышей. Это совсем недавняя фильмотека (место хранения всяких полезных обучающих фильмов на огромных «бобинах» с плёнкой), до этого она была Домом пионеров и школьников. Издалека я подвожу вас к ещё одному важному месту. Так уж получилось, что фильмотека стала жилым домом, а её двор стал частной собственностью. А ведь ещё 20 лет назад во дворе этого дома находился фундамент древней православной церкви!

Дом пионеров и школьников, 60-е годы прошлого века
Дом пионеров и школьников, 60-е годы прошлого века
Место Воскресенской церкви
Место Воскресенской церкви

Я, будучи бесшабашным отроком, часто там гулял, с любопытством оглядывал эти булыжники, пока не решил их зарисовать. И вот что получилось – смотрите схему ниже. Сфотографировать в ту пору это место я не додумался, а вот люди по мудрее (Г.С.Мусевич показывал, И.А.Корогода фотографировал) это сделали. Вокруг росли старые деревья, а в широкой и прохладной тени от их крон детвора периодически находила кости и черепа…

 
 
Схема фундамента Воскресенской церкви
Схема фундамента Воскресенской церкви
Остатки фундамента церкви, 1996 год
Остатки фундамента церкви, 1996 год. Фото И.А.Корогоды

Из книги Льва Паевского «Каменец-Литовск и его древние храмы» 1896 года издания можно узнать, что здесь находилась Воскресенская церковь. Точно известно, что в 1562 году Воскресенский приход уже существовал, а саму церковь построили каменецкие мещане за свой счёт. Со слов местного священника Симеона Будиловича церковь была построена крестом, находилась в очень ветхом состоянии и планировалась её перестройка, которую позже провели на пожертвования местных прихожан. Из разобранной церкви в 1866 году построили часовню на кладбище. Он же обращал внимание на оригинальную, редкую для здешних мест, храмовую живопись и на миниатюрность иконостаса и царских ворот. Одна древняя бабуля давным-давно сказала, что эта церковь сгорела от удара молнии. Так ли? Ответ пока ищу.

Ещё одна синагога

Далее идём к улице Пивненко. Судя по старым картам, улица Набережная, пересекая Пивненко, переходила в уже исчезнувшую улочку под названием Малая. По ней можно было выйти на улицу Чкалова. А мы пока остановимся на этом виртуальном перекрёстке. Смотрим в сторону Симеоновской церкви (на юг) и видим незастроенную площадку. Это место ещё одной деревянной синагоги. В 1944 году её уже не было. Вероятно, эту синагогу разобрали оккупационные власти и использовали в строительстве столярного цеха на улице Ленина рядом с сырзаводом.

Деревянная синагога на улице Пивненко, довоенное фото с Симеоновской горки
Деревянная синагога на улице Пивненко, довоенное фото с Симеоновской горки

В итоге имеем (имели): одну церковь, три синагоги и одну религиозную школу на территории 150 на 150 метров.

Схема размещения объектов
Схема размещения объектов: 1 — синагога «Дер Мейер», 2 — место деревянной синагоги, 3 — хедер, 4 — место Воскресенской церкви, 5 — место деревянной синагоги

Примечания:
1. Кашрут – система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям, еврейского Закона. Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни.
2. Привилей – законодательный акт в Великом княжестве Литовском, который наделял правами отдельных лиц, группы людей, местечки и города на некоторое материальное или статусное владение.

Публикация основана на работах Г.С.Мусевича с небольшими уточнениями и дополнениями.

Понравилось? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *